Россия занимает одно из ведущих мест в минерально-сырьевом комплексе мира, а ее минерально-сырьевая база является основой национальной безопасности нашего государства, инструментом достижения его стратегических интересов, весомой частью реального сектора экономики.

При всей сложности ситуации, вызванной распространением пандемии короновирусной инфекции COVID-19, с середины 2020 г. мировая экономика стала активно восстанавливаться, и эта тенденция продолжилась в 2021 г., что положительно сказалось на потреблении практически всех видов минерально-сырьевой продукции. Среди стратегических для мировой экономики ее видов исключение составил только уран — его потребление сократилось относительно уровня 2020 г. почти на 3%.

Восстановление глобального спроса оказало положительное влияние на экспорт минерально-сырьевой продукции из России. Выросли поставки нефтепродуктов, природного газа, каменного угля, марганцевых и хромовых ферросплавов, концентратов цветных металлов, аффинированного серебра, сырых алмазов, нелегированного алюминия, минеральных удобрений и др. При этом введение во втором полугодии 2021 г. экспортных пошлин на необработанные цветные металлы вызвало уменьшение экспорта первичного никеля, рафинированной меди и продуктов металлургического передела кобальтовых руд.

Рост промышленного производства в стране обусловил увеличение импорта товарно-сырьевой продукции дефицитных видов сырья: руд и концентратов марганца, хрома, титана, циркония, плавикового шпата, глинозема, соединений лития, графита высокой чистоты, продуктов РЗМ.

По итогам 2021 г. отмечено увеличение внутреннего спроса на нефтепродукты, природный газ, уголь, черные и цветные металлы.

На соотношение экспорта, импорта и внутреннего потребления минерального сырья существенное влияние оказали цены на минерально-сырьевую продукцию.

Для российской металлургической и химической промышленности 2021 г. характеризовался крайне благоприятной ценовой конъюнктурой — на волне высокого глобального спроса принципиально выросли цены на все виды энергоносителей, железные руды, марганцевую и хромовую продукцию, алюминий, медь, никель, кобальт, свинец, цинк, олово, благородные металлы, графит, минеральные удобрения и т. д.

Благодаря высоким ценам на минерально-сырьевую продукцию поступления в федеральный бюджет Российской Федерации за счет платежей по налогу на добычу полезных ископаемых в 2021 г. выросли по сравнению с показателем предыдущего года на 85,6%, экспорт минеральных продуктов в стоимостном выражении — на 60%. Российские металлурги по итогам 2021 г. увеличили сальдированную прибыль на 70%, а экспорт металлов в стоимостном выражении вырос на 46,6%.

С целью сдерживания цен на металлопродукцию на внутреннем рынке в качестве временной меры с 1 августа по 31 декабря 2021 г. были введены экспортные пошлины на вывоз полуфабрикатов и проката продукции черной и цветной металлургии (кроме стран ЕАЭС). Пошлины мало повлияли на предприятия черной металлургии, преимущественно реализующие свою продукцию на внутреннем рынке, но в значительной степени затронули цветную металлургию, более ориентированную на внешние рынки.

В первой половине 2022 г. из-за увеличивающегося санкционного давления целый ряд российских компаний и целых отраслей столкнулись с угрозами и вызовами, связанными с запретами и ограничениями на ведение внешнеторговых операций со страны коллективного Запада и их союзниками. Вследствие этого возникла необходимость в кратчайшие сроки переориентировать экспортные потоки стальной продукции и энергоносителей с европейского направления на азиатское. По экспертным оценкам, в I полугодии 2022 г. доля азиатского направления в экспортных поставках металлургического сырья увеличилась с 10–20% до 50%. При этом на рентабельность российских компаний-экспортеров металлопродукции существенно повлиял не только рост расходов на транспортировку товарно-сырьевой продукции из-за изменения логистических цепочек, но и укрепление курса рубля.

В условиях сложившейся в I полугодии 2022 г. глобальной геополитической напряженности рост цен на все виды минерально-сырьевой продукции продолжился, причем его темпы превысили показатели предыдущего года.

Как подтверждает сложившаяся ситуация, позиция России в глобальной экономике и геополитике в значительной степени зависит от состояния минерально-сырьевого комплекса страны, в том числе — от воспроизводства минеральных ресурсов и рационального недропользования.

В 2021 г. в результате геологоразведочных работ за счет средств федерального бюджета и недропользователей получен прирост прогнозных ресурсов и запасов полезных ископаемых. Достигнуто простое и расширенное воспроизводство запасов нефти, золота, платиноидов, меди, никеля, кобальта, цементного сырья. Основной прирост запасов получен как на ранее выявленных месторождениях, так и за счет открытия новых.

Геологическое изучение недр в целях развития минерально-сырьевой базы осуществлялось в 2021 г. в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов». Включение в нее в качестве основного структурного элемента федерального проекта «Геология: возрождение легенды» позволило получить дополнительное бюджетное финансирование на проведение геологоразведочных работ.

Впервые за последнее десятилетие предусмотрены бюджетные средства на обновление основных средств и восстановление компетенций при проведении геологоразведочных работ в подведомственных Роснедрам государственных бюджетных учреждениях и АО «Росгеология».

На 2022–2024 гг. запланирована постановка новых объектов поисковых работ на золото, серебро, медь, цинк, свинец, хром, вольфрам преимущественно на территориях опережающего развития (Дальневосточный ФО, Арктическая зона Российской Федерации).

В целях обеспечения отечественной экономики дефицитными видами минерального сырья, по которым на протяжении постсоветского периода наблюдается высокая (вплоть до критической) импортозависимость, реализуются меры по стимулированию активности недропользователей в изучении и освоении недр.

Федеральным законом от 30.04.2021 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», статью 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» внесены масштабные изменения в законодательство о недрах, вступившие в силу с 1 января 2022 г., которые направлены на оптимизацию правового регулирования лицензирования пользования недрами, проведения торгов на право пользования участками недр. В частности, переведены в электронный формат процессы лицензирования — от подачи заявки до выдачи цифровой лицензии; установлены основания для досрочного прекращения, передачи права пользования недрами, в том числе при первооткрывательстве месторождений. В рамках совершенствования лицензирования увеличено количество и площадь предоставляемых в пользование по «заявительному» принципу участков недр. Создан реестр недобросовестных участников аукционов, не заплативших разовый платеж.

Утверждена новая методика расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, позволившая значительно снизить размер платежа для комплексных редкометалльных месторождений.

В I квартале 2022 г. в условиях сложной геополитической обстановки и санкционного давления приняты регуляторные меры по антикризисной поддержке недропользователей. Разрешено приостанавливать и продлевать до двух лет сроки действия лицензий, а также сроки устранения нарушений; по работам и видам работ могут быть допустимые отклонения.

Внесены изменения в законодательство о недрах, обязывающие зарубежные компании, владеющие лицензиями на пользование недрами в России, переоформить их на российские юридические лица.

На повышение обеспеченности отечественной экономики минеральным сырьем в сложившейся геополитической ситуации направлено поручение Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации по разработке и реализации комплекса первоочередных мероприятий по формированию спроса на отечественную минерально-сырьевую продукцию твердых полезных ископаемых, в том числе редких и редкоземельных металлов, титана, лития, марганца, бериллия, тантала, вольфрама в критически важных секторах экономики: оборонно-промышленном комплексе, металлургии, химической промышленности, строительстве, медицине.

В соответствии с указанным поручением Президента Российской Федерации готовится федеральная научно-техническая программа, которая должна включать мероприятия по разработке технологий первичной переработки руд дефицитных видов минерального сырья, создание в подведомственных организациях специализированных центров, нацеленных на решение этой проблемы. Такие технологии особенно важны для труднообогатимых марганцевых, хромовых и титановых руд, урана, циркония, лития, редкоземельных металлов, плавикового шпата, сырьевая база которых значительна, но из-за отсутствия эффективных технологий обогащения и переработки российские потребители остаются в зависимости от импорта этих видов сырья.

Тенденции воспроизводства и использования минеральных ресурсов ориентируют геологическую отрасль на усиление геологоразведочных работ по формированию поискового задела в первую очередь импортозависимых (дефицитных) видов минерального сырья, привлечение компаний-недропользователей к освоению на современной технологической основе месторождений полезных ископаемых с реализацией товарно-сырьевой продукции внутри страны и на Азиатско-Тихоокеанском рынке.